Здоровье общества - в руках человека
"УСПЕХЕР-ДОСТИГАТОР" И ГРАНДИОЗНЫЙ НАРЦИСС:
КАК ИХ ОТЛИЧИТЬ ДРУГ ОТ ДРУГА?
Размышления еще об одной психологической проблеме, поднятой в сериале "Жить жизнь"
(по роману А.Богинской)

Дата создания: 09.05.2023
Дата обновления: 07.01.2024
Достигатор приобрел все бриллианты, авто и дорогую недвижимость самостоятельно, на собственным, не побоюсь этого пафоса, трудом заработанные деньги, причем труд этот как правило интеллектуальный и отнимающий приличное количество сил...
Еще один важный вопрос, который поднимает сериал «Жить жизнь». Смотря сериал и участвуя в его обсуждении в Интернете, я услышала сразу от нескольких коллег точку зрения, что главная героиня фильма Анна нарциссична. Ну, может быть, вследствие травмы — как Ретт Батлер — но черты нарцисса имеет. А другие коллеги, в частности, ваша покорная слуга и американский психотерапевт и гипнолог Лиза Кей, с этой позицией не согласились. В прошлой статье по сериалу я отметила, что Анна обладает жизненной мотивацией «быть лучше всех» - но такая мотивация скорее всего приведет не к нарциссизму. Тем не менее, проблемы, которые она может вызвать, могут доставлять человеку не меньший дискомфорт, чем нарциссизм. Имя им назвала Лиза Кей — так называемое «успехерство и достигаторство», что в переводе на научный психологический язык в декомпенсированном состоянии может означать комплекс (синдром) отличника плюс соревновательный невроз.
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, соревнование — это деятельность, в которой участвующие стремятся превзойти друг друга в мастерстве или искусстве. Внимательный читатель заметит также общий корень в словах «соревнование» и «ревность». Но здесь имеется в виду не та ревность, которая является страхом потери власти или привязанности: у слова «ревность» несколько значений. Ревность — это еще и усердие (помните слово «рвение»?), постоянная забота о принесении окружающему миру исключительно пользы. Вот такая ревность порождает соревнования.

Подведем небольшой промежуточный итог: соревнование может окрашиваться невротической окраской, когда человек проявляет чрезмерное усердие в принесении пользы обществу не только через свой бизнес (работу), но буквально во всех сферах своей жизни, лишая при этом себя права даже на малейшую ошибку (помните знаменитое, что «все, что не отлично — то неудовлетворительно», «делом нужно заниматься серьезно или не заниматься им вообще», «нет никакого значимого места, кроме первого» и т.д.). Соревновательный невроз, точно опасная инфекция, отравляет человеку жизнь, порой буквально лишая сна и отдыха.

***

И, увы, очень много черт присутствия у себя соревновательного невроза демонстрирует Анна, героиня сериала. В частности, стоит ей хоть немного сделать что-то, как она считает, не на пять с плюсом — она сразу кидается извиняться и, мучимая чувством вины, принимается за активное исправление «ошибок». Причем за ошибку она принимает не только не выполненное немедленно обещание в бизнесе, но и собственное состояние здоровья, когда у нее возникла проблема напрячь подруг с поиском координат хорошего доктора. Она извиняется за то, что заболела! (Какой ужас: Анна просит для себя! А надо все в первую очередь отдавать обществу, обществу на пользу! Это сарказм, если что, но, думаю, такие угрызения совести знакомы тоже многим.)

Таким образом, жизненная мотивация «быть лучше всех» не только продвигает человека к карьерным и профессиональным высотам, но и при определенном стечении обстоятельств толкает человека в невроз. Кстати, Анна отличается от Скарлетт О'Хара, с которой мы ее сравнили ранее, именно типом жизненной мотивации. Скарлетт мотивирована куда более прагматично: она сама провозглашает, что сначала целью ее бизнеса было, простите, не помереть с голоду всему большому родственному клану (пять семей), а затем она решила, что будет зарабатывать тем, что у нее лучше всего получается — в том числе станет хорошим продавцом, а не посредственной домохозяйкой.

***

Но вернемся к достигаторам в сравнении с нарциссами. Как еще в годы моего обучения замечал мой наставник, известный московский психотерапевт Николай Николаевич Нарицын, мотивацию достигатора в самом деле очень часто путают с мотивацией нарцисса, как и путают собственно нарцисса с достигатором. Но разница между ними есть, и существенная. Сегодня разбираемся, в чем эта разница.

Тем не менее сначала давайте еще раз скажем, что на первый взгляд (но только на первый, причем весьма поверхностный) достигаторы и нарциссы похожи, и вот чем.

И те, и другие, особенно при выраженной истероидности, демонстративности в характере — люди яркие, любящие находиться в центре внимания, получать восхищение и море комплиментов.

И успехеры, и нарциссы окружают себя атрибутами роскоши и богатства. Вот и Анна в фильме ездит на машине «Тесла» (очень дорогой!), носит ультрамодную одежду, предпочитает дорогие рестораны, живет в богато обставленной квартире. Точно так же может выглядеть и нарцисс.

И достигатор, и нарцисс не гнушается похвастаться своей особостью, «лучшестью», превосходством. Во всяком случае, так поначалу — когда «встречают по одежке» - может показаться.

Но в этих же проявлениях, если посмотреть вооруженным глазом, можно увидеть и отличия нарцисса от достигатора. Если обобщать, то достигатор показывает свои реальные достижения, а нарцисс — лишь фасад, за которым его личных достижений, как правило, или нет совсем, или они минимальны.

***

Да, нарцисс и достигатор похожи в момент, когда получают комплименты — но что с ними происходит, когда ожидаемых комплиментов нет? Если комплиментов не получает достигатор, он начинает думать, что с ним самим не так, где он ошибся, где он был сам неправ, что не произвел должного впечатления. Если же комплиментов не досчитывается нарцисс, он сразу начинает спрашивать, что не так с окружением — как говорится, слепые, что ли, или умственно отсталые, что Солнца не замечают? Так одна нарциссичная особа на корпоративе, куда ее пригласили представители компании-партнера, стала на полном серьезе спрашивать, почему у всех мужчин в этой организации «нетрадиционная ориентация», потому что за полчаса ни один к ней не «кадрился». Ей даже не пришел в голову ни один альтернативный вариант, почему мужчинам может не хотеться заигрывать с ней!

***

Относительно окружающей роскоши. Достигатор приобрел все бриллианты, авто и дорогую недвижимость самостоятельно, на собственным, не побоюсь этого пафоса, трудом заработанные деньги, причем труд этот как правило интеллектуальный и отнимающий приличное количество сил. В фильме «Жить жизнь» Анне тридцать лет и она полностью самостоятельно себя обеспечивает, ведь большого наследства от супруга она не получила: он большую часть своего состояния отдал при разводе первой жене. Наследство мужа стало, если можно так сказать, первым вложением в дело: а дальше Анна приумножила состояние уже сама. К браку Анны мы еще подойдем, а пока скажем уверенно: ни один достигатор к тридцати годам не позволит себе сидеть на чьей-то шее, завися от кого-то финансово! Если достигатор - дама, то она будет или получать не меньше мужа, или вовсе убежденно останется незамужем.

А вот нарцисс паразитирует на других запросто. В отличие от достигатора, роскошь, окружающая нарцисса, куплена на чужие средства — родительские, супруга (супруги), других богатых родственников, «одолженные» у друзей (кавычки потому, что нарцисс крайне редко возвращает долги). При этом нарцисс начнет еще и хвастаться, какой он замечательный — ведь в то время, как достигаторы «пыхтят» на работе, чтобы заработать деньги трудом, ему все в назывном порядке дарят! Так и хочется добавить — за красивые глаза. Увы, нарцисс часто в таком случае говорит неправду, ибо дорогой подарок ему пришлось «выцыганивать», порой обманом. Я знала одного нарцисса, который, будучи боссом средней руки, обманывал подчиненных, собирая с них деньги якобы на нужды департамента, потому что корпоративный бюджет не предусматривает соответствующую статью — а потом появлялся в коллективе с новеньким смартфоном последней марки.

***

И, как мы уже сказали, хвастовство нарцисса и достигатора тоже происходит по-разному. Достигатор может доказать все свои успехи реальными фактами: да и хвастается он не собой, а достижениями. «Посмотрите, какой дизайн своей квартиры я придумала сама!» - говорит друзьям Анна. «Знаете, сколько времени я пахал на эту машину?» - скажет другой важный директор. «Это деньги от проекта, который прогремел на всю Москву!» - скажет, к примеру, художник-дизайнер, который появился на важном приеме одетым от кутюр. «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» - воскликнул гений мировой поэзии, поставив последнюю точку в поэме-драме «Борис Годунов». И так далее. И мы знаем — Анна правда корпела над дизайном квартиры сама, директор правда пахал двадцать четыре часа в сутки, отводя компанию от банкротства в финансовый кризис, художник провел не одну ночь за реализацией дизайнерского проекта, а Александр Сергеевич Пушкин до сих пор признается автором современного русского литературного языка... Достигатор хвалит свою реальную работу, достигатор хвалит реальный результат.

А нарциссовы хвастульки, что называется, «только поскреби» - и вскроется вранье, что даже если имеется конкретный положительный результат, работа была проделана не нарциссом, а кем-то рядом, а нарцисс присвоил успех себе. А чаще всего бывает так, что нарцисс о своих достижениях может сказать только словами — а спроси «чем докажешь?», сразу, простите, понесет несусветный бред, не относящийся к делу.

***

Также в доказательство того, что она не нарцисс, а именно достигатор, Анна в сериале понемногу раскрывает свою биографию. Родилась и окончила школу не в Москве, хотя Матвей (напомню — партнер Анны, второй главный герой фильма) был очень удивлен, что Анна тоже не москвичка, как и он. Матвей интересуется, из какого она города: Екатеринбург? Новосибирск? Но Анна признается — она из Липецка, небольшого областного центра в Центральном Черноземье.

Здесь есть необходимость кое-что пояснить для не-россиян. По форме государственного устройства Россия — федерация, но не такая, как классические федерации типа ФРГ или США, где региональная власть сильна и самостоятельна равномерно по всей территории. В России власть сосредоточена в центре (в двух столицах), а расслоение социально-экономического положения регионов крайне заметно. Как в поговорке — где-то густо, а где-то пусто.

Предполагая, что Анна из Новосибирска или Екатеринбурга, Матвей имеет в виду, что ее социальное положение с переездом в Москву улучшилось лишь на одну ступень: Матвей предположил, что Анна из города-"миллионника", при этом Новосибирск — колыбель российской науки, а Екатеринбург — город небедных промышленников. (ИМХО Матвей не назвал Питер, потому что истинно успешные петербуржцы в Санкт-Петербурге всю жизнь и остаются, во многом в пику москвичам.) Но Липецк — город средний и небогатый, то есть карьера Ани в Москве — не шажок вперед, а стремительный взлет, причем результаты этого взлета лишь на небольшую толику зависели от удачного брака... Впрочем, о браке, как я обещала, ниже.

В столицу Анна поехала не ради выгодного замужества, как, допустим, Людочка Свиридова из фильма «Москва слезам не верит». А ради учебы и работы. Она говорит, что окончила факультет маркетинга «Вышки» - так на жаргоне россияне называют один из крупнейших государственных вузов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Поступить туда на бюджет человек может, только реально отлично подготовившись. Да-да, перед нами очередной золотой медалист или "стобалльник", за которым в школьные годы не стояли ни большие деньги, ни большие связи, ни большие должности родителей. Все исключительно сама.

Да, Анна встретила Станислава — известного менеджера в сфере культуры и искусства, которого поначалу, как принцесса Диана будущего короля Англии, даже называла на «вы». Да, Анна стала его официальной женой. Но в построении собственной карьеры Стас ей скорее мешал, чем помогал — так что она пробралась наверх, справившись с дополнительными терниями, помимо не верящей слезам столицы. Достигатор, истинно достигатор!

Да, вы скажете, что Анна активно эксплуатирует свою внешность. Что будь она чуть симпатичней Бабы-Яги, у нее мало бы что получилось. Да, это так — собственно, и Скарлетт О'Хара делала так же, напирая на женскую красоту, ведя продажи в деловом мире мужчин. Но заметьте, фразочка про «путь на экран через диван» - не об Анне категорически. Она хранила верность супругу, несмотря на конфликтные отношения с ним. Она и после его смерти с трудом решилась на новый роман. Нарциссу же было бы все равно, простите, с кем спать — главное получить личную выгоду. Любой ценой, как говорил философ Никколо Макиавелли в своем знаменитом труде «Государь».

А вот, кстати, любопытная игра слов. Фамилия Анны — Богинская, это фамилия ее отца. И вот Анна еще студенткой встречает Станислава в первый раз на крупном вернисаже. «Кто вы?» - спрашивает ее Стас. «Аня», - просто отвечает девушка. И только на уточнение Станислава, типа а дальше? - добавляет, стушевавшись: «Богинская». Разве так с подобной фамилией среагировал бы нарцисс? И вообще: разве нарцисс пошел бы подрабатывать на вернисаж, раздавая рекламные проспекты?..

***

И вот тут давайте наконец обратимся к мужу Анны, Станиславу. Словно на контрасте с достигатором-женой, зритель может начать догадываться, что нарцисс (один из) в фильме именно Стас. «Сосуд, в котором пустота», несмотря на внешнюю яркость и внушительность. И на такие мысли наводит фигура Маргариты — главы девелоперской компании, которая работает со Стасом. Маргарита формально находится в тени повелителя-заказчика, но на самом деле управляет всеми его делами. Эту роль играет потомственная актриса Дарья Мороз, по совместительству один из продюсеров сериала. Вот, слово найдено — продюсер! Именно продюсер часто стоит за внешне успешным нарциссом, и все успехи нарцисса — на самом деле успехи продюсера. Наверняка именно Маргарите Стас был обязан своим имиджем профессионала. Любопытно смотреть, как Маргарита после гибели Стаса всеми силами старается стать этакой «мамой-продюсером» Анне, но у нее ничего не получается, Анна привыкла сама принимать решения. Но кажется, что название чата в соцсетях для подруг Анны - "Богинская и ее богини" - тоже придумала Маргарита, а не сама Анна.

Да и первая жена Стаса, возможно, не «отспорила» себе все имущество при разводе, а взяла свое по праву. Вероятнее всего, Стас женился на «денежном мешке», подобно Сергею Сергеевичу Паратову в «Бесприданнице» Островского. Жена дала деньги, Маргарита — мозги, а все достижения Стас, не могнув и не почесавшись, приписал себе. Вот он, нарцисс во всей красе.

Дарья Мороз
в роли Маргариты
Повторимся: достигаторская жизненная мотивация доставляет Анне массу проблем в том, что не касается бизнеса. Но нарциссом, неразумным и инфантильным эгоцентристом, ее назвать все же нельзя.

Еще немного сама исправлюсь. В обсуждении сериала в Интернете я говорила, что Анна в фильме получилась очень умной женщиной, на что мне возразили, что не каждый нарцисс глуп. Исправление будет состоять в замене слова «умная» на слово «взрослая» или «зрелая». Нарцисс может обладать энциклопедическими знаниями, но эмоционально это ребенок-дошкольник, максимум подросток. Столь зрелым, как Анна, он быть не может.

И, наверно, заключительная реплика в этой статье. "А напоследок я скажу", точнее, спрошу: как думаете, почему я ни разу не употребила в отношении Анны слова «карьеристка»? Ведь это же почти то же самое, что успехер или достигатор? Вот именно — почти. Карьеристы в их "классическом", то есть достаточно негативном понимании — это, к примеру, Бубликов и Самохвалов из фильма «Служебный роман», которые на пути к высокой должности (в первую очередь как к источнику высокого дохода) готовы на любую низость и подлость. Достигатор не таков. В конфликт с собственной совестью, которая у него развита на высоком уровне, достигатор никогда не вступит. Да и дело свое он прежде всего искренне любит.



© Ксения Валерьевна Васильева
e-mail: vasilyevasocpravo@gmail.com
Made on
Tilda