Здоровье общества - в руках человека
КАК МНОГО МАЛЬЧИКОВ ХОРОШИХ...
ЧТО Ж ТЯНЕТ АНЮ НА ПЛОХИХ?
Размышления о психологической проблеме, поднятой в сериале "Жить жизнь"
(по роману А.Богинской)
Дата создания: 28.04.2023
Дата обновления: 07.01.2024
В поведении Матвея ее невольно привлекает внестандартность, непредсказуемость, сложная прогнозируемость - даже когда Анна понимает, что все это игра...
Мой коллега, ростовский психотерапевт Вадим Николаевич Лян, задал на своем Ютуб-канале вопрос, связанный с содержанием сериала. "Почему женщины, красивые, достойные, позволяют себе абьюзивные отношения? Почему они привязываются к этим отношениям?" Тем более когда абьюз очевиден, в частности когда он вызывает откровенные негативные ощущения?

Прежде чем начать эти размышления, оговорюсь. Бизнес-тренер и писатель Анна Александровна Богинская - фигура, обсуждаемая в Интернете много и всесторонне. Я не хочу принимать участие в обсуждении ее персоналии, тем более мы не знакомы. Поэтому сразу отмечаю: когда в этой статье я говорю "Анна" или "Аня" и провожу анализ черт личности или жизненных событий, я имею в виду не писательницу, а ее героиню. Да, героиня является полной тезкой автора книги. К слову, к подобному приему прибегали многие литераторы - так, главную героиню детективов Иоанны Хмелевской тоже зовут Иоанной Хмелевской.

Сериал "Жить жизнь" идет на Интернет-канале "Старт" (к сожалению, бесплатно доступна только первая серия).

Итак...



Хотя я пока посмотрела только первую серию фильма "Жить жизнь", которая имеется в свободном доступе, годом ранее я прочитала и книги (всю трилогию). Поэтому у меня сложилось определенное завершенное впечатление о главной героине и ряде ее психологических проблем.

А сериал начинается с того, как у Анны, тридцатилетней бездетной женщины, погибает в автокатастрофе муж Станислав. Все происходит на глазах Анны - более того, буквально за несколько минут до гибели Стаса Анна бурно ругается с ним в машине. При этом взбудоражена только Анна - Стас спокоен, что называется, как олимпийский бог...

Проходит год. Анна оправилась от психотравмы, уверенно ведет свой бизнес (маркетинг и реклама), финансово независима, выходит в свет, имеет широкий круг общения - друзей, знакомых, деловых партнеров. Анна производит впечатление привлекательной, практичной, неглупой (кстати, хочу сделать комплимент драматургу Михаилу Зубко, который адаптировал книгу под телесценарий, и актрисе Любови Аксеновой - в фильме заметно, что Анна умна как человек) и достаточно состоятельной молодой женщины. Она не обделена мужским вниманием, более того, близко дружит с молодым человеком по имени Евгений, который, по словам Аниных подруг, очень хороший человек, все понимающий, с которым в любую разведку можно пойти бесстрашно. Но для Ани он "не мой Женя, а просто Женя", хотя знакомы и дружат они уже давно.

И вот Анна увлекается молодым хирургом по имени Матвей, который, судя по поступкам, полная противоположность Жене...

***

Кто такие "плохие мальчики" в этой статье?

Плохие мальчики - это как раз такие, как Матвей. Достаточно быстро Анна понимает, что перед ней эгоцентричный и расчетливый манипулятор. Кроме того, многое указывает на то, что Матвей владеет техниками так называемого мужского пикапа - то есть быстрого обольщения с целью установления сексуальных отношений с дамой без далеко идущих серьезных намерений.

Итак, Анна видит, кто такой Матвей, она даже знает четкое научное название его поведению - но не может справиться с эмоциональной зависимостью, возникшей в отношениях с ним. При этом рядом находится Женя и другие "хорошие парни" - но Анну они как партнеры в личной жизни совершенно не интересуют, ибо кажутся скучными и пресными. Почему так получается?

Вот моя версия причин.

***

Причина первая: дело в характере

На мой взгляд, главная причина происходящего кроется в характере самой Анны. Анна напоминает мне Скарлетт О'Хара, сочетая в своем характере истероидные, эпилептоидные и маскулинные черты с легким налетом импульсивности. Идеальный портрет успешной бизнесвумен, которая одновременно никогда не превратится в сухую и безликую "Прокофию Людмиловну" - но в личной жизни такой характер может привести к определенным "болевым точкам", которые могут без проработки повторяться постоянно.

Какие мужчины привлекают женщину с таким складом характера? Давайте снова вспомним Скарлетт и мужчин, которых она любила - Эшли Уилкса и Ретта Батлера. Чем прежде всего привлекли внимание Скарлетт что Эшли, что Ретт? Своей внестандартностью, непохожестью на остальных. По-разному: Эшли - замкнутостью и отстраненностью от "радостей мужского мира", Ретт - напористостью и наглостью, за которые отлучали от приличных домов... Но тем не менее - оба мужчины были внестандартны.

Очень вероятно, что Анна чувствует то же самое, что и Скарлетт. В поведении Матвея ее невольно привлекает внестандартность, непредсказуемость, сложная прогнозируемость - даже когда Анна понимает, что все это игра.

Если молодой человек при этом, как Матвей (и как Эшли, и как Ретт), привлекателен внешне - это дополнительный знак того, что в таких отношениях героиня застрянет надолго. Истероидам свойственно, к сожалению, судить людей поверхностно, то есть внешние данные выходят на гораздо более значимое место, нежели человеческие качества. Снова вспомним Скарлетт: даже при всей осознанности, которую она проявляет в конце романа, осознав свое истинное отношение к находящимся рядом мужчинам, если бы Ретт был некрасив - вряд ли бы у Скарлетт остались бы к нему теплые чувства.

И, наконец, истероидных женщин нередко привлекает в мужчинах так называемая особая, импульсивная маскулинность: когда мужчина способен на решительные поступки, действуя уверенно и в то же время быстро. Матвею как хирургу (вероятно, поэтому он и выбрал для себя такую профессию) свойственно такое качество.

Вы скажете - как, но Анна же сама маскулинная женщина, в собственном поведении демонстрирующая немало черт, которые общество традиционно считает "мужскими"? Так-то оно так, но Анна одновременно еще и эпилептоид, то есть человек приземленный, расчетливый, во многом следующий общепринятым стереотипам и шаблонам. Как бы независима и самостоятельна она бы сама ни была, рядом с ней должен быть мужчина - так положено. Причем мужчина "ее достойный" - не порядочный, но порой незаметный условный Женя, а яркий, непредсказуемый и решительный, как Матвей. Этот мужчина будет восприниматься и самой Анной, и окружением (как она думает) как очередная составляющая ее жизненного успеха.

Анну может привлекать и сам непростой процесс завоевания внестандартного и труднодоступного мужчины. Подобно тому, как многих бизнесменов привлекает путь заключения непростой сделки, которая изначально казалась и вовсе невозможной. Для этого, как мы оговорились выше, помимо названных основных черт характера, требуется тот самый "налет импульсивности", когда человек с радостью откликается на брошенный ему жизнью вызов.

Немалую роль в выборе Анны играет и жизненная мотивация. В некоторых источниках говорится, что соперничество - в женской природе: но это мнение ошибочное. К соперничеству склонны люди любого пола, имеющие жизненную мотивацию, при которой они сравнивают себя с окружающими: от "я не хуже остальных" до "я лучше всех". И я подозреваю, что Анна как деловая женщина, к тому же приезжая (она не коренная москвичка, приехала в Москву уже взрослой), имеет именно мотивацию быть если не лучше всех, то лучше многих - в том числе и по тому, какой мужчина рядом с ней.

***

Причина вторая: родительский (семейный) сценарий

Обычно эту причину называют в качестве первой, однако я все же остаюсь на той позиции, что для Анны эта и все последующие причины - производные от первой, связанной с особенностями характера.

Да, порой мы выбираем партнеров, так или иначе напоминающих нам родителей. Но, во-первых, если речь о родителях, не стоит слепо следовать стереотипу "юноша выбирает подругу, похожую на мать, а девушка - друга, похожего на отца". Может быть и наоборот - смотря кто из родителей играл в семье "первую скрипку" и был подлинным авторитетом для остальных. Может быть и от противного - выбираю партнера, НЕ похожего на родителей. А может быть, "семейным примером" и вовсе выступает некий неблизкий родственник - условный дядя Вася или тетя Катя, на кого во всем роду всегда призывали равняться.

Так или иначе, я скорее назову такой сценарий не родительским, а в целом семейным.

***

Причина третья: "закрыть гештальт"

В жизни у человека была мечта, касающаяся отношений с близкими - но этой мечте не суждено было сбыться. Так и не получил любви от родителей, так и не наладились отношения с братом или сестрой, так и умерла в ненависти бабушка, так и не успели объясниться с супругом, ибо он умер... Да. Анна могла не чувствовать завершенности отношений с первым мужем, который погиб на ее глазах. И невольно выбрать следующего партнера, напоминающего первого мужа. Если вспомнить, каковы были последние моменты перед гибелью Стаса - Анна яростно оправдывалась, а Стас сидел невозмутимо за рулем. Весьма вероятно, что он тоже принадлежал к породе "плохих парней".

***

Причина четвертая: боюсь показать собственную внестандартность?

Этого момента пока не было показано в фильме, но он есть в книге. Позволю себе небольшую цитату:

"Анна вообще ценила традиции, дававшие точку опоры. Ходить по воскресеньям в церковь, заезжать на рынок, где тебя все уже знают и ждут. Возвращаться домой и готовить обед любимому и детям. Это идеальная картина жизни. Ее мечта".

А теперь попробуйте перечитать описание первой причины. Не возникло ли у вас противоречивого ощущения? Или если сложно сделать это в отношении Анны - представьте себе Скарлетт О'Хара, поглощенную домом, бытом и детьми. Не правда ли, это даже смешно?

Есть немало женщин, которые попытались превратиться из акул бизнеса в добропорядочных жен и матерей. Но вот именно - попытались. Первое же подобное воскресенье вогнало их в дикую тоску. Со временем дамы начинали гулять от мужей, а кто-то искал утешения в бутылке горячительного. Хорошо, если получалось нанять ребенку няню, а в дом - помощницу по хозяйству, чтобы быстрее выйти на работу. Кроме того, в подобном превращении самым главным разочарованием нередко выступает потеря независимости, ради обретения которой было затрачено столько трудов.

Да. Может быть и так, что бессознательно Анне не нужна "традиционная" семья, которую она описывает прямо таки по классическому немецкому изречению: церковь-кухня-дети. В немецкой поговорке есть еще и четвертая составляющая - наряды, но куда в них ходить, если твой мир ограничен домом, а выход в храм или на рынок - праздник?

И, вероятно, одна из причин, почему Анна не сойдется с "порядочным Женей" - как раз в том, что с Женей в семье ее ждут скука и рутина. Во всяком случае, так думает сама Анна. И она выбирает Матвея, с которым крепкая семья получится вряд ли. В том числе, чтобы потом все "не получилось" списать на особенности его "плохого" характера.

***

Причина пятая: когнитивные искажения

К сожалению, много знаков того, что у Анны, несмотря на ее высокий интеллектуальный уровень, когнитивных искажений немало. Вот основные, которые можно заподозрить:

Персонализация. "Я все сумею, я все смогу!". Воспитанная в духе "надо быть лучше всех - во многом для того, чтобы выжить в столице", Анна до последнего надеется, что ее личные качества и профессиональные знания помогут ей "покорить" неприступного Матвея, несмотря на его неблестящую репутацию по части женского пола. Увы. Отношения в паре - это всегда диалог. И если одна из сторон неспособна на диалог - отношения не сложатся никогда.

Эмоциональное мышление. Принимая решение, оставаться с человеком или нет, даже когда стало ясно, что это абьюзер, Анна не анализирует своих эмоций с позиций логики. "Не может быть таких ярких эмоций, когда с человеком все так плохо!" Может, к сожалению - и причины описаны выше.

Черно-белое мышление. Из этой же серии: если все не совсем плохо (бывает же Матвей и добрым, и заботливым, и отзывчивым!), значит, нет оснований резко прекращать эти отношения. А абьюзер тем временем круче и круче заворачивает гайки...

Мысленный фильтр, он же "туннельное" мышление. Мысля эмоциями и бинарно, Анна оказывается во власти еще одного искажения: она может делать в целом верные выводы о Матвее, но вот воспринимает только то, что соответствует ее убеждениям, в том числе убеждению "я все смогу, это же Я, вон сколько я провернула успешных сделок!". Но личная жизнь и вообще человеческие отношения - увы, не бизнес, здесь не работают законы экономики. Здесь первостепенное значение надо придавать особенностям личности партнера, а также вопросам личностной совместимости.

***

Вот так и оказываются женщины, подобные Ане - как сказал мой коллега, красивые, умные и вообще достойные - во власти абьюзивных отношений.



© Ксения Валерьевна Васильева
e-mail: vasilyevasocpravo@gmail.com
Made on
Tilda