Здоровье общества - в руках человека
КТО "УКРАЛ" ЕВГЕНИЯ ЛУКАШИНА?
Почему у героя "Иронии судьбы" отношения с Галей не сложились, несмотря на два года знакомства, а с Надей сложились за один вечер
Дата создания: 01.01.2025
Не что-о-о, а КОГО...
Эту статью я пишу в первый день Нового года, потому что тема подходящая. Только что на экранах постсоветского пространства вновь показали «Иронию судьбы». В предыдущей статье по теме личных границ мы говорили о герое этого фильма — докторе Евгении Лукашине и двух его женщинах, Гале и Наде. Сегодня я хочу проиллюстрировать, почему за два года ничего не вышло у Гали — в смысле она так и не женила на себе Евгения, хотя очень хотела этого, и почему за один вечер, осознанно скажу не «ночь», потому что интим тут ни при чем, все получилось у Надежды.

Пользоваться буду как фильмом, так и текстом сценария фильма, чтобы ничего не упустить.
На фото: кадр из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (СССР, 1975, режиссер Э.А. Рязанов). В роли Евгения - Андрей Мягков, в роли Гали - Ольга Науменко

По порядку появления женщин перед зрителем давайте начнем с Гали. Какова была ее стратегия по завоеванию Жени и почему Галя в итоге потерпела неудачу?

План Галины был прост. Быстро войти в личное пространство Евгения и, понимая его тактичность и интеллигентность, не бояться того, что он ее оттуда выдворит. При этом «на стороне» у Галины, которой по ее натуре скорее всего мало мужа, ей понадобится еще и толпа поклонников, мог быть любой состоятельный Олег — главное, чтобы дома всегда ждал «мягкий и покладистый» Женя, не способный сказать «нет».

Что нам известно об отношениях между Женей и Галей на момент, когда они наряжают елку и договариваются вместе встретить Новый год?

Женя и Галя знакомы два года. Чуть позже, когда Евгений с друзьями идет в баню, Женя рассказывает историю их знакомства: Галя пришла к Жене на прием с вывихом (Женя, как мы помним, хирург-ортопед). При этом Евгению уже тридцать шесть лет и он, как говорится, закоренелый холостяк. Хотя Женя в этот вечер признается Гале, что однажды у него уже были отношения настолько серьезные, что он сделал даме предложение и она согласилась; но Женя испугался и «сбежал в Ленинград».

И вот тут очень интересно объяснение причины такого поступка со стороны Жени. С вашего позволения, процитирую.

«...Когда я представил себе, что она будет жить в моей комнате, и каждый день… мелькать у меня перед глазами… Туда-сюда, туда-сюда… Я не выдержал и сбежал в Ленинград.»

То есть простыми словами — Евгений представил, что рядом с ним на положении самого близкого человека будет некто, с которым у Евгения по-человечески нет ничего общего. Положа руку на сердце, признайтесь — вам бы лично не хотелось в такой ситуации сбежать? Мне бы хотелось.

И вот тут еще одно уточнение: зачем Галине, которая по своей натуре высоко ценит материальные аспекты жизни, «тюфяк и болван» (как его называют, не постесняюсь сказать, друзья и мама) Лукашин? И на мой взгляд, тут тоже не все так просто. При том, что Галя представляет себе Евгения как человека покладистого и безотказного — в материальном плане у Евгения все весьма неплохо. Он хорошо одет (не в «Березке», конечно, но в добротную одежду для людей с доходом выше среднего). Очевидно, немалые доходы Евгения (хоть он и говорит скромно, что у него не очень большая зарплата — и это, вероятно, так и есть, поскольку сама ставка невелика, но работая на полторы-две можно заработать достойно) объясняются тем, что на работе его ценят и все сверхурочные дежурства, которые он берет, не умея отказать коллегам, хорошо оплачивают. При этом Евгений совсем не транжира. И в планах Гали, вероятно, использование доходов будущего мужа на себя и свои «хотелки» демонстративной женщины.

Но Евгений, хоть и признает, что Галя красива и неглупа, не торопится с предложением (хотя по Галиным пассивно-агрессивным интонациям ощущается, что Галя ждала предложения гораздо раньше). Почему?

Потому что, как говорится, многое у него не сходится логически. «Что она во мне нашла?» - задается Женя в данном случае резонным вопросом. «Она намного младше меня», - вслух рассуждает он. То есть общих интересов, присущих людям одного поколения, у них нет. «Она такая красавица!» - снова отмечает вслух Евгений, имея в виду то, что себя с позиции яркой Гали он считает весьма заурядным внешне. И это справедливо. Обычно у таких женщин, как Галя, интимный интерес вызывают или яркие внешне мужчины, или внестандартные (подобно тому, как в «Унесенных ветром» у Скарлетт О'Хара возник интерес что к Эшли Уилксу, что к Ретту Батлеру). Евгений — и не то, и не другое, как говорится, вон прямо в коридоре висит зеркало. Так за что его полюбила Галя, когда логически выходит, что с позиций такого человека, как Галя, любить такого человека, как Женя, не за что?

Вот так с точки зрения транзактного анализа рассуждает внутренний Взрослый Жени. Но при этом его тут же перебивает внешний Родитель-Контаминант, чье мнение навязано обществом и, простите, мамой: «Если ты не женишься сейчас, то уже не женишься никогда!». И Евгений готов сдаться, но до последней минуты сомневается. Однако тут вмешивается счастливый случай в виде ошибки его друзей...

И на сцене появляется Надя...
На фото: кадр из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (СССР, 1975, режиссер Э.А. Рязанов). В роли Евгения - Андрей Мягков, в роли Нади - Барбара Брыльска

Как же ведет себя с Женей Надя?

Надя встречает Евгения, когда он в страшно неприглядном виде — простите, пьяный без штанов, да еще и в ее собственной постели. Казалось бы, ничего, кроме отвращения, Евгений у нее вызвать не способен. Тем не менее, с определенного момента Женя начинает ее заинтересовывать. Что же это за момент?

Как мне кажется — момент, когда Евгений проявил эмпатию. Надя говорит, что ненавидит Женю за то, что он сломал ей жизнь, то есть за то, что ушел Ипполит. Женя же в ответ поясняет, что ему не лучше — при этом он не имеет никаких претензий к Наде, понимая, что виноват отчасти сам (что перебрал), отчасти произошел несчастный случай. Но в итоге где-то в Москве сейчас (по мнению Жени) страдает Галя, волнуясь, куда пропал жених... И дальше между Женей и Надей завязывается человеческий разговор, результатом которого становится уже более глубокая, лично-интимная симпатия. Хотя уже и до этого Евгений, трезвея, начинает показывать себя истинного — вежливого и самокритичного. «Простите, хозяйка, как вас зовут?», «Я сам себе противен»...

Окончательно Надя видит в Евгении интересного человека, видя, как легко он общается с ее подругами, создавая праздничное настроение. А потом — как он делает Ипполиту замечание об излишней и неоправданной ревности, которая Надю оскорбляет, тогда как она совершенно не заслуживает оскорблений. И пусть все окончилось дракой — драку-то инициировал Ипполит, а Евгений до последнего момента держался и начал только давать сдачи. И вот тут уже понятно, что Надя нашла в Евгении. Хочется ответить словами самого Жени: "Не что-о-о, а КОГО".

Проще говоря — Надя влюбилась именно в человека, которого увидела в Евгении. Человека, родственного в ценностях ей самой. Сначала была человеческая симпатия, потом влюбленность. И Наде было все равно, что этот человек живет в другом городе, и все равно, сколько он получает...

Что имеем в сравнении с Галей? Надя идет в личное пространство Евгения постепенно, тогда как Галя пытается взять его личные границы штурмом. Да, тут тоже есть доля случая, что Евгений быстро пускает Надю на следующий этап — но это лишь потому, что они подошли друг другу как люди. Но на тех же этапах для Гали Женя невольно, бессознательно выставляет препятствия, чтобы она не проникла дальше. "Штурм" же с таким человеком, как Женя, может иметь обратный эффект - полное отвращение, когда побег в Ленинград или еще куда стал бы осознанным.

На мой взгляд еще одно немаловажное достоинство Надежды, почему Женя пускает ее с дальних на самые ближние личные границы за один вечер - искренность. И верно Женя отмечает, что именно Надина искренность и человечность помогают ему самому не бояться показывать себя настоящего - чего он боялся с Галей, подспудно понимая, что насчет своей влюбленности Галя если не открыто лжет, то сильно привирает.

Кстати, как показательно в телефонном разговоре Галя обвиняет Надю в том, что та украла у нее жениха. На самом же деле мы сейчас видим, что Женю украла у себя сама Галя — банально не поняв его. А до этого получается, что Галя хотела буквально украсть Евгения у него самого.

Да и способна ли Галя, в отличие от Нади, понять чьи-то ценности и интересы, кроме своих собственных? Большой вопрос...



© Ксения Валерьевна Васильева
e-mail: vasilyevasocpravo@gmail.com
Made on
Tilda