Здоровье общества - в руках человека
РУССКИЙ МАТ - НЕ НАШ ФОРМАТ
Почему привычку «выражаться», особенно много и прилюдно, можно расценивать как вредную
Дата создания: 14.12.2024
Мат, ребята, не забава,
А словесная отрава!
Этот материал хочется адресовать в основном нашей молодежи, которая, как мне порой кажется, может искренне полагать: забористо ругаться — это круто. Однако по Интернету одновременно гуляет и такая пословица в стихах: «Мат, ребята, не забава, а словесная отрава». И сегодня хочу поговорить именно о том, как избыток ненормативной лексики вокруг может сделать климат в коллективе, да и в целом в обществе, весьма токсичным. Токсичным настолько, что общества по защите чистоты речи провозгласили 3 февраля Всемирным днем борьбы с употреблением ненормативной лексики. И мир признает: высшая степень ненормативности принадлежит именно славянскому мату, в том числе нашему отечественному.

Ситуации с русским матом в мире выглядят порой как натуральный анекдот. Помню, в одном из курортных городов Прибалтики (где, напомню, более сорока лет изучали русский в обязательном порядке) встретила компанию, которая мирно беседовала на своем языке, но потом один молодой человек произнес пятиэтажную тираду на «русском народном» - и компания дружно засмеялась в голос, а прохожие обернулись даже не в гневе, а в удивлении. Ребята же были довольны произведенным эффектом. Или когда в пару по фигурному катанию в США встали англоязычная девушка и бывший наш русскоговорящий соотечественник, девушка призналась в официальном интервью местной спортивной прессе, что выучила по-русски фразу «кароший мальчик», ну, и конечно, она знает русский мат...

Так давайте посмотрим на употребление мата как социальное явление, причем не только глазами психолога и юриста, но так же и глазами филолога. И прежде всего предоставим слово как раз специалистам по русскому и другим славянским языкам. Откуда в нашей жизни взялся мат и каково предназначение этих словечек?

Мат глазами филолога

Лингвист Есения Павлоцки объясняет нам сегодня этимологию, то есть происхождение, русских (и вообще славянских) матерных слов. Да, слова эти исконно «наши», ни татары, ни немцы нам их не насаждали. Институтом русского языка РАН сегодня к матерным относятся всем известные слова на букву Х, П, Е и Б, а также производные от них.

Возьмем, к примеру, слово на букву Х, которое обозначает, простите, мужской половой орган. А вам не кажется, что по произношению оно похоже на слово «хвоя»? И это сходство не случайно. Слово «хвоя» тоже старославянское и обозначает примерно то же самое — нечто вытянутое с семенем на конце. Однако называть иголки на елке хвоей вполне прилично, а вот с интимным местом вышло негативное отношение к слову (вон я даже прощения попросила, осознанно) — именно не в силу корней, а в силу того, что говорят о том, что находится под утроенной охраной личных границ и что является местом, которое по идее должны видеть только сам человек и его супруга.

Или возьмем слово на букву П, обозначающее соответственно такой орган у женщин. Корень этого слова в старославянском языке означал процесс, извините, интимной близости и у него был синоним — другое слово-глагол на букву Е. Снова почему я извиняюсь? Потому что, как говорила профорг Шурочка в фильме «Служебный роман», это же очень личное. Вынос чужого личного на всеобщее обсуждение — это классика хамства в виде грубого нарушения личных границ. Кому охота быть хамом?

Самым мягким по значению, но не мягким по силе оскорбления, является слово на букву Б. Филологи-слависты до сих пор не пришли к единому мнению о его происхождении. Кто-то возводит значение этого слова к древнерусскому глагольному корню, означавшему «заблуждаться, ошибаться» - и тут у нашего матерного слова есть английский родственник (или вернее сказать - потомок), блендер, кухонный прибор, в котором или при помощи которого все смешивают — так же, как правильный и неправильный жизненный пути смешались в голове падшей женщины… Другие филологи считают, что это слово произошло от другого корня, но тоже старославянского, означающего «лгать, обманывать» - когда дама говорит, что верна супругу, а на деле… Но вероятно, что и такая сфера, как супружеская верность, издревле считается делом прежде всего самой семьи — страшный грех, если такая правда станет достоянием общественности. Таким образом, мы снова возвращаемся к хамству как нарушению чужих личных границ.

Кстати, всем известное выражение про «твою мать» изначально указывало, кто это с матерью «делал». Это был пёс, но не простой, а мифический, с особой силой. В древнеславянской мифологии считалось, что Бог — Небесный Отец — женат, и женат он на Матушке Земле, отсюда на Земле и плодородие, и люди. При этом Пёс выполнял своего рода функцию темных сил - чёрта, дьявола, который хотел принизить роль Бога и Земли в жизни и показывал развратность и похотливость Земли (да, во всем приходится отдуваться женщинам). Ничего не напоминает? Поведение нарцисса, неразумного эгоцентриста, претендующего на место Бога и проецирующего собственные недостатки на честных людей, обесценивая Бога — в конечном итоге, снова ведя себя по-хамски?

Итак, можно сказать, что глазами филологов матерные слова говорят о хамском поведении, осознанном или нет — не важно, но по итогу общественно вредном. Поэтому злоупотребление подобной лексикой указывает не на крутизну, а напротив — на невоспитанность и общий недостаток культуры коммуникации.

И немудрено, что к негативизации злоупотребления матом пришли юристы.

Мат глазами юриста

Основным нормативным актом в России (да думаю, что и в большинстве постсоветских государств), содержащим нормы об ответственности за непечатную брань в общественных местах, является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Первой статьей, которая приходит на ум в связи с использованием мата, является статья о хулиганстве. Зачитаем прямо по кодексу определение хулиганства (ст. 20.1):

«нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества».

Нецензурные выражения в публичных местах, таким образом, есть демонстрация неуважения к человеку и обществу, суть все то же хамство. Однако при этом комментаторы КоАП делают важное замечание: мат в общественном месте будет считаться хулиганством именно тогда, когда ругающийся адресует свои неприличные слова окружающим.

Кстати, знаете одну из гипотез, почему хулиганство как правонарушение так называется? Говорили, что жил когда-то в Англии купец ирландского происхождения, по фамилии Хулиган, и был он весьма импульсивен по характеру. Вечно давал волю резким словам, а то и кулакам, если что было не по нему — и совершенно не страдал муками совести за подобное поведение. И вот однажды утром Хулиган, раскладывая свой товар на базаре по прилавку, «заехал» с товаром на участок прилавка, арендуемый его соседом, тоже негоциантом. Завязалась ссора, перешедшая в драку: Хулиган «двинул» кулаком конкуренту по носу. Конечно, прибежала полиция, состоялся суд. На суде Хулиган кричал: «Я свободный подданный монархии, я могу махать кулаками где хочу и как хочу!». Однако судья умерил его пыл: «Нет, сэр, вы неправы. Ваша свобода махать кулаками закончилась там, где начался кончик носа вашего оппонента».

Нецензурная брань косвенно упоминается и в составе другого административного правонарушения — оскорбления (ст. 5.61). Оскорблением признается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме. При этом, говоря о неприличной форме, прежде всего законодатель имеет в виду именно нецензурную брань.

Мерой ответственности за мат, адресованный человеку или группе лиц, может быть штраф (размер штрафа гражданину за оскорбление в России может достигнуть пяти тысяч рублей) или пресловутые «пятнадцать суток» (одной из мер ответственности за хулиганство является административный арест).

Ну а теперь позвольте вставить слово психологу.

Мат глазами психолога

А заметили ли вы, что использование нецензурных выражений в обществе мы называем именно бранью? И здесь хочется немного побыть филологом и рассказать о корне слова «брань». Брань, борона… оборона. Да, слова «брань» и «оборона» - родственные.

Порой, ругаясь матом, тем более направляя обсценную лексику на других людей, человек демонстрирует свою слабость и незащищенность. Он демонстрирует то, что оказался во власти чувств, основанных на эмоции страха. И при помощи непечатных выражений делает то, что делает рычащая на вас собака или шипящая кошка — сочетает агрессию и оборону.

Есть данные, что ученые анализировали речь участников Второй мировой войны: немцев, японцев и граждан СССР. Так вот, в результате исследования было выявлено, что в критической ситуации советские войска действовали быстрее и решительнее, потому что отдать приказ матом было опять же быстрее по времени и эффективнее для понимания! Но то война. А зачем мат в мирное время?

Не затем ли, что человек чувствует себя как на войне, несмотря на то, что над ним не свистят пули и не взрываются бомбы?

Мат — средство не только показать свою «силу» для защиты от внешних неблагоприятных факторов. Мат еще и в принципе средство разрядки гнева, накипающего внутри человека. Однако что выше отметили юристы? Что если мат направлен на кого-то рядом, это уже проявление не гнева, а агрессии, то есть намерения сделать больно этому кому-то. Использовать этого кого-то фактически в роли, снова извините, общественной уборной для слива собственного негатива. И это, увы, тоже хамство.

А еще мат — способ привлечь к себе внимание, как это, очевидно, делали ребята в Прибалтике в примере, описанном в самом начале статьи. Скажу сразу, что ни в литовском, ни в эстонском, ни в латышском языке мата нет, да даже если бы и был — кого удивишь собственными ругательствами в собственной стране? Другое дело «импортные» выражения, да еще такие, о которых в мире ходят легенды. Однако молодежь не приняла во внимание, что рядом может находиться человек, понимающий то, что они сказали — и воспринимающий подобные слова как хамские. Кстати, нарушением личных границ в публичном месте может быть любое повышение голоса сверх меры, даже если речь ведется в общественно допустимых выражениях.

***

Подведем итог: если вы выругаетесь непечатно однократно и дома — не будет ничего страшного. Но вот когда вы матом не ругаетесь, а разговариваете на нем, не стесняясь окружающих — в том числе, кстати говоря, в Интернете, где правила поведения такие же, как в реальной жизни — это повод задуматься, какие собственные проблемы вы посредством таких выражений пытаетесь решить. А главное заключается в том, что решить проблемы таким образом получится вряд ли — а вот испортить отношения с окружающими и приобрести дополнительные проблемы с законом можно быстро и надолго.



© Ксения Валерьевна Васильева
e-mail: vasilyevasocpravo@gmail.com
Made on
Tilda