Напомню три составляющие неразумного инфантильного эгоцентризма. Собственно эгоцентризм — это такой способ постановки собственных интересов выше интересов окружающих, когда окружающие начинают страдать, потому что человек совершенно не учитывает их прав и интересов, признавая только свои. Этот эгоцентризм неразумный, потому что такой человек живет «текущим моментом», порой совершенно не задумываясь о последствиях и не просчитывая их. Наконец, этот эгоцентризм инфантильный, потому что человеком управляют эмоции, часто совершенно неконтролируемые — подобно эмоциям маленького ребенка. Кроме того, инфантилизм бытового нарцисса проявляется в том, что он пассивно принимает чужую доброту и благородство, эксплуатируя их — опять же точно так, как это делают маленькие дети.
Важная ремарка: здесь и далее мы будем употреблять строго слово «эгоцентризм», а не «эгоизм». Ибо разумный, здоровый эгоизм — свойство здоровой личности, обусловленное базовым инстинктом самосохранения. Под эгоцентризмом мы понимаем мышление и поведение, демонстрирующее полное пренебрежение человека к чужим правам.
Так чем же неразумный инфантильный эгоцентризм может быть не просто неприятен, не только противен — но опасен? И в каком обществе он особо опасен?
Многие признанные авторитеты в сфере практической психологии признают этот факт: неразумный эгоцентризм провоцирует общественную агрессию.
***
Агрессия — не просто конфликт
Эгоцентристов часто называют «конфликтными» людьми, но мы сейчас давайте разберемся, в чем разница между конфликтностью и агрессивностью.
Для этого обратимся к Большому психологическому словарю (под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко) и уточним определение агрессии:
«Агрессия (от лат. нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт».
Отсюда мы видим отличие агрессии от конфликта: агрессия всегда имеет своей целью причинение оппоненту вреда. Кстати, этим же агрессия отличается и от гнева: гнев — эмоция, которая при высоком уровне психологической грамотности человека может быть выражена экологично (безвредно), агрессия же — деструктивный модус поведения, прямо направленный на причинение ущерба. Таким образом понятна общественная опасность агрессии.
Разберем механизмы, через которые эгоцентризм производит агрессию.
***
«Мне все должны!»: рентная психологическая установка
Все начинается с того, что благодаря «себя-центрической» модели мира человек с эгоцентризмом начинает считать, что вправе указывать, как себя вести, не только самому себе, но и всем остальным. В своей книге «Вредная самооценка» создатель рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) Альберт Эллис пишет о таком явлении, как «должнанизм» (англ. MUSTurbation), понимая под этим явлением в том числе ожидание, что другие буквально обязаны соответствовать нашим ожиданиям. Должнанизм в таком случае проявляется в установке: «Другие должны поступать так, как я хочу». И не дай Бог кому-то не вписаться в ожидания бытового нарцисса — начнется открытый конфликт, спровоцированный страхом нарцисса за то, что на самом деле мир не подгоняется под созданную им схему, а значит, нарцисс не обладает столь желанными для себя властью и контролем.
Московский психотерапевт, психоаналитик Н.Н. Нарицын в своих статьях о классификации личностей по жизненной мотивации выделял особый вид человеческой психологии — так называемую рентную, или потребительскую. Суть рентной психологии можно выразить следующим образом: человек в самом деле считает, что другие должны не просто поступать так, как того хочет эгоцентрист — а буквально снабжать эгоцентриста, причем бесплатно, различными значимыми жизненными благами. «Ибо я тоже имею право, и побольше вас». Это могут быть как материальные (осязаемые) блага, такие, как вещи и деньги, так и нематериальные: восхищение, благосклонность, участие, внимание, терпимость — последнее особенно актуально, когда по большому счету человек ведет себя социально неприемлемо. Неразумный инфантильный эгоцентрист может сказать при этом свою любимую фразу: «Как, вы не знаете, кто я такой?» - в различных ее вариациях, в том числе в виде римской пословицы о том, что «то, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку»…
И рентная психология в свою очередь провоцирует агрессию, когда люди не желают вести себя в соответствии с «установками», даваемыми им эгоцентристом. Эгоцентрист начинает действовать по принципу "не хотите - заставлю", силой...
***
«Кто не со мной, тот против меня»: идея врага
Итак, эгоцентрист искренне полагает, что достоин всех перечисленных выше жизненных благ просто так, в силу своего существования и своей «особости» («избранности»). Видя эти блага у других людей, он столь же искренне считает, что у него эти блага буквально украли: значит, стоит начать борьбу, чтобы блага у других людей силой отобрать — или хотя бы уничтожить, буквально по принципу «ни себе, ни людям». Н.Н. Нарицын называет таких людей мотивированными как «борцы с окружающей средой». Он отмечает, что такие люди не просто готовы к борьбе, а к борьбе взрывоопасной, бессмысленной, беспощадной. Таких людей легко подвергнуть к агрессии «идеей врага».
В книге «Узники ненависти» классик когнитивно-поведенческой терапии Аарон Бек отмечает, что эгоцентризм — это не только простая погруженность человека в себя. Создание «себя-центрической» модели мира и стремление во что бы то ни стало отстоять эту модель как единственно безопасную приводит к тому, что эгоцентрист воспринимает всякого, кто посягает на святость и справедливость этой модели, буквально как врага. «Поскольку воображаемый Враг может выглядеть опасным, злобным и беспощадным, сторона, полагающая себя жертвой, ощущает необходимость либо вырваться, спастись бегством, либо отвратить от себя угрозу путем того или иного рода устранения Врага», вплоть до физического устранения. При этом опасность, исходящая от «врага», часто преувеличена в разы — и соответственно ответные меры «жертвы» непропорционально жестоки.
***
Детская импульсивность
Эгоцентрист при этом не особенно разборчив в средствах своей «борьбы с врагом». И вот здесь уже играет свою главную роль его инфантильность. Н.Н. Нарицын отмечал связь между инфантильностью и импульсивностью как чертой характера: «Люди с выраженной импульсивностью, таким образом, могут быть весьма инфантильны. Они не прогнозируют последствий своих поступков, они диссоциальны и бессознательно игнорируют все социальные устои». Импульсивность в том числе способствует тому, что человек проявляет достаточно грубую и при этом активную агрессию.
***
Личные границы? Нет, не слышал!
Еще одна «агрессогенная» установка неразумного эгоцентриста, также во многом вытекающая из рентных установок — это уверенность, что у других людей нет личных границ. Клинический психолог Рамани Дурвасула (США) отмечает пренебрежительное отношение эгоцентриста к чужим личным границам как одну из основополагающих черт. По мнению специалиста, нарушение личных границ следует всегда рассматривать как насилие и агрессию — даже в ситуации, когда оппонент демонстрирует размытость своих границ, адекватный человек этим не воспользуется. Эгоцентрист же, искренне уверенный в своем превосходстве над окружающими и в том, что окружающие — всего лишь функции для достижения его целей, попросту считает, что у окружающих нет границ. Более того, эгоцентричный человек считает себя вправе наказать людей, которые смеют обозначать и защищать границы — ведь тем самым они «сбрасывают с пьедестала» эгоцентриста, указывая ему на то, что его грандиозность и особые права являются иллюзией, а не фактом.
Собственно, непонимание и непринятие того факта, что «ваша свобода махать кулаками закончилась ровно там, где начался кончик носа вашего оппонента» - и есть важная черта неразумного эгоцентризма.
***
Нарциссический стыд
Агрессия неразумного инфантильного эгоцентриста провоцируется также так называемым нарциссическим стыдом. Эгоцентристу бывает мучительно стыдно, когда сквозь его грандиозный фасад, как ему кажется, становятся видны его недостатки. На самом деле человека без недостатков просто не бывает — но эгоцентристу жизненно важно доказать всем, что он идеален, иначе вся его модель мира, созданная вокруг него самого, попросту рухнет. Неразумный эгоцентрист испытывает стыд, представая перед обществом «недостаточно грандиозным». И на этот стыд реагирует яростью, причем чем стыд сильнее - тем и ярость будет сильнее. Через агрессию эгоцентрист также проецирует свое чувство стыда на ближайшего человека, чтобы не ему одному было мучительно стыдно.
***
Безответственность
Еще одна черта, которая провоцирует у эгоцентриста агрессивное поведение — это упрямое нежелание взять на себя ответственность за собственные мысли и поступки и признать, что себя-центрическая модель мира «не прошла апробации на практике». Эгоцентрист непременно стремится обвинить во всем других: это вы виноваты, что моя модель не работает, что вам стоило повести себя так, как нужно мне? И поскольку эгоцентристу свойственен инфантилизм, он стремится «наказать обидчика» по-детски, сделав тому больно, вроде того, как малыш ломает обидчику игрушку или обзывается.
В качестве примера приведу распространенную ситуацию. Эгоцентричный мужчина недостойно повел себя со своей невестой, после чего девушка ушла от него, разорвав отношения. «Она выставила меня полным ничтожеством, она оскорбила меня!» - думает мужчина и решает не остаться в долгу и отомстить. Обдумывая план мести, он может решить преследовать женщину, наносить вред ее собственности (например, проколоть колеса автомобиля или испачкать дверь в квартиру или дом), стараться унизить морально, представляя ее недостойным человеком в глазах общих знакомых и друзей. А меж тем женщина не сделала ничего особенного и тем более незаконного — она просто сделала свой нравственный выбор не продолжать отношений с этим человеком...
***
Когнитивные искажения
При этом агрессия подогревается еще и рядом когнитивных искажений, сформированных у человека благодаря его эгоцентризму. Это прежде всего гиперболизация, она же катастрофизация — мышление, при котором после относительно незначительного негативного события (а то и нейтрального, если присмотреться) человек начинает преувеличивать негативные для себя последствия этого события. Как в примере выше: уход невесты представляется нанесением глубокого оскорбления жениху и выставлением его полным ничтожеством.
Кроме гиперболизации, мы можем видеть здесь черно-белое мышление (так ярко присущее большинству неразумных инфантильных эгоцентристов): если этот человек не соответствует моим ожиданиям, то он для меня опасен. Присутствуют и эмоциональные умозаключения, когда человек делает выводы не из происходящих фактов, а из собственных чувств (ощущений), сопровождающих эти факты.
Увы, от того, что человек вероятно ошибается непреднамеренно, его поведение не становится менее неприятным, а порой и опасным для окружающих.
***
Неразумный эгоцентрист и здоровое общество
Однако в здоровом обществе с крепкими нравственными ценностями, такими, как признание всеобщего равенства и уважение к индивидуальности каждого человека, неразумного эгоцентриста — тем более проявляющего агрессию — быстро поставят на место. Насколько бы сильно сегодня ни культивировался индивидуализм и убежденность, что все значимые дела можно сделать и одному, все же часто проблему легче решить сообща — а эгоцентрист достаточно быстро останется без дельных союзников и партнеров. Это будет ему своего рода моральной санкцией за неподобающее поведение.
При этом в обществе с конкурентной экономикой, где ценится компетентность специалиста, практически не будет никого «незаменимого». Это не даст неразумному эгоцентристу возможности злоупотреблять своими правами, ссылаясь на то, что некие услуги или иные блага люди могут получить только от него, тем самым впадая от нарцисса в зависимость.
Наконец, если эгоцентрист в своем неуважении к правам других людей заходит так далеко, что нарушает закон — в обществе, где законы не являются пустым звуком, а судебная и административная система функционируют по своему прямому назначению (гарантировать безопасность и справедливость), на эгоцентриста быстро наложат уже не моральные, а законные санкции, призванные отбить у него охоту к правонарушениям.
Но повторимся — такое развитие событий возможно только там, где общество здорово.
***
Вседозволенность и безнаказанность
Что же дает эгоцентристу повод думать: «Я буду делать то, что я хочу — и плевать на других, все равно мне за это ничего не будет» - и вести себя с выходом за все возможные рамки?
Достаточно логично, что для того, чтобы эгоцентрист искренне так считал, общество должно давать ему возможность увериться в истинности этого убеждения. И как мне представляется, именно безнаказанность здесь первична. Именно она порождает вседозволенность.
Профессор С.Н. Ениколопов, многие годы специализирующийся на феномене агрессии, в своей книге «Агрессия в обыденной жизни» (2014) отмечает: в российском обществе едва ли не каждый уверен, что даже если совершено преступление, есть шанс избежать наказания. Отмечу, что когда речь идет именно о преступлении, а не в целом о правонарушении, имеется в виду деяние, наказуемое по нормам Уголовного кодекса, то есть отличающееся тяжестью. Если вдуматься, то порой люди искренне полагают, что безнаказанным может остаться даже тяжкое преступление — что тогда говорить о мелких правонарушениях?
Как юрист отмечу еще, что культура реализации мер гражданско-правовой ответственности в виде компенсации вреда у нас на постсоветском пространстве пока развита крайне слабо (а то и не развита вовсе). Тем более дело осложняется, когда вред причинил неразумный эгоцентрист. Причинив кому-то значительные в денежном выражении убытки, эгоцентрист чаще требует — не просит, а именно требует! — простить его, поняв и «войдя в положение», что у него не было иного способа поведения.
***
В каком обществе неразумные эгоцентристы особо опасны?
Общество «иерархии власти». Как отмечал Н.Н. Нарицын, общественная иерархия может быть разной, исходя из ее предназначения. Есть иерархия для удобства, определяющая круг ответственности и уменьшающая невроз, а есть иерархия чувства власти и опасности, невроз увеличивающая. Общество, напоминающее по своей сути гигантскую корпорацию, наверно вряд ли могло бы существовать вообще без организационной структуры. Но эгоцентристы процветают и добиваются своего в том числе через агрессию там, где любой ценой приветствуется высокое место в социальной иерархии.
Общество с неработающими законами и судами. Там, где «закон что дышло», а судебная система и система исполнения наказаний отправляют не правосудие, а интересы отдельных социальных групп, тоже будет процветать агрессия неразумных эгоцентристов. Мы пояснили это выше.
Общество разрушения. Это общество, в котором, с одной стороны, поощряется борьба — порой неважно, за что, борьба ради борьбы как таковой, хоть и с провозглашением конструктивной цели (например, за светлое будущее, коммунизм или нечто подобное). С другой стороны, борьба состоит не в созидании чего-то полезного, а в разрушении: и снова даже если провозглашается благая цель разрушения, само разрушение остается первичным и основным действием (как в «Интернационале» - мы построим новый мир только после того, как старый разрушим до основанья).
Общество подмены понятий. Здесь речь пойдет именно об отождествлении насилия и силы. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, сила — это физическая или моральная возможность активно действовать; насилие же — принудительное воздействие на кого-либо, как правило, для достижения собственных целей против воли этого кого-либо. Согласитесь, есть большая разница! Но тем не менее до сих пор под сильным человеком порой подразумевается человек, способный «поотрывать бошки»…
Согласитесь, многие из перечисленных черт присущи именно нашему постсоветскому обществу. Значит, в нашем обществе неразумные инфантильные эгоцентристы могут быть особо опасны.
Что делать? Воспитывать подрастающие поколения гармонично, чтобы основу общества составляли думающие, осознанные, законопослушные — словом, взрослые люди.