Здоровье общества - в руках человека
НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОВТОРИТЬ!
Чем может быть опасна месть абьюзеру за причиненный вред
(по мини-сериалу "Возвращение в Эдем", Австралия, 1983, режиссер К. Артур)
Дата создания: 06.07.2024
Чего она хотела добиться от заведомо лишенного совести человека и его сообщницы, поглощенной черной завистью и кипящей злобой? Чем, какими приемами она хотела их уничтожить?
В этой статье мы обратимся снова к теме психотравмы, которую способен нанести жертве абьюзер. А именно давайте поговорим об одной из автоматических реакций жертвы на нанесенную травму — о желании отомстить абьюзеру, сделать ему во много раз больнее, чем он сделал жертве. Именно этой теме посвящен один из самых популярных австралийских сериалов конца прошлого века. Тема еще интереснее с учетом того, что в нашем постсоветском обществе, во многом патриархально-традиционном, месть до сих пор воспринимается как общественно одобряемое деяние. Однако сейчас мы снова будем разбивать стереотипы логикой.
На фото: исполнители главных ролей в мини-сериале "Возвращение в Эдем": Джилли - Венди Хьюз, Грег - Джеймс Рейн, Стефани/Тара - Ребекка Гиллинг

Сериал «Возвращение в Эдем» был очень популярен в России в 90-е годы. Он несколько раз транслировался по центральным каналам телевидения. Сегодня его можно посмотреть через социальные сети или приобрести на электронных носителях. Во многом популярность сериала объяснялась его острым и динамичным сюжетом.

Главная героиня, миллиардерша Стефани Харпер, наследница огромной горнодобывающей империи, созданной ее отцом Максом — женщина умная, хваткая и успешная в бизнесе, но несчастная в личной жизни. Два ее брака, от которых она имеет дочь и сына, закончились достаточно быстрыми разводами, ибо в них и не пахло любовью. И вот, кажется, долгожданное счастье — на благотворительном теннисном матче Стефани знакомится с бывшим чемпионом Уимблдона Грегом Марсденом. Между звездой спорта и Стефани начинается бурный роман, закончившийся предложением руки и сердца — всего шесть недель от первой встречи до брачной церемонии. Стефани на седьмом небе — она влюблена, как юная барышня. Только вот Грегу явно нравится не она, а ее состояние. Во время медового месяца Грег сначала начинает интрижку с лучшей подругой Стефани — Джилли Стюарт, которая сама не отличается верностью в своем браке с преуспевающим, но довольно занудным адвокатом Филиппом, который для Джилли скорее отец, чем супруг. А затем происходит трагедия — во время прогулки по реке, где обитают крокодилы, на глазах Джилли Грег сталкивает Стефани в воду, зная, что та не умеет плавать. Стефани становится жертвой аллигатора. Чудом ей удается выжить — ее спасает старик-отшельник Дейв Уэллс. Но ее внешность изуродована крокодилом. Стефани поначалу ничего не помнит, и Дейв дает ей имя Тара, а также дарит ей ценные опалы — все свои сбережения. Выгодно продав камни, Стефани под именем Тары Уэллс едет в клинику, где при помощи пластических операций превращается в красавицу лет на десять моложе, чем ей есть на самом деле, а потом переезжает в Сидней, чтобы стать актрисой театра мод. Это не просто давняя мечта — это план мести мужу и лучшей подруге… Став востребованной моделью, Тара знакомится с Грегом (который искренне полагает, что овдовел) и уводит его у подруги, задумав самостоятельно свершить над ними правосудие.

«Ах!» - выдохнет кто-то и побежит срочно смотреть фильм, восхищаясь «храброй и решительной» Стефани. «Ох!» - в ужасе вздохнет практический психолог и примется доказывать, что если вы тоже стали жертвой перверзного нарцисса или другого особо деструктивного абьюзера — так мстить, как сделала Стефани, ни в коем случае не надо. Но давайте по порядку, и побольше доказательной базы.

Так вот, задам простой вопрос. Зачем?

Собственно первый вопрос к Стефани: зачем ей активная месть, даже если есть четкая уверенность, что Грег и Джилли этой мести заслуживают? Ведь давайте систематизируем, какие факты в распоряжении Стефани после того, как у нее «сошелся паззл» об истинном отношении к ней мужа и степени участия ее лучшей подруги в несостоявшемся убийстве? Перечислим факты.

Грег Марсден — не просто «голд-диггер», то есть охотник за деньгами, не просто инфантильный альфонс. Это великолепный образчик злокачественного нарцисса, бессовестного, плюющего на закон и считающего окружающих лишь механизмами для достижения им самим удовольствия от жизни. Что нам известно об этом сорте нарциссов? Что у этих людей нет тормозов. Так и сама Стефани, сидя с Грегом за столом в облике Тары и слушая, как тот разглагольствует о нормальности убийства (говоря, конечно, о животных и мясе, но все же), признает — перед ней моральный недоумок, то есть человек без эмоционального интеллекта. Подобные люди способны на все. И если Стефани имеет конечной целью воссоединение со своими детьми, которым еще пятнадцать и тринадцать лет (то есть до 21-летнего совершеннолетия, как было установлено в Австралии в 80-е годы прошлого века, еще весьма далеко), ей лучше держаться от Грега как можно дальше. Ребятам нужна живая мать.

Лучшая подруга — Джилли Стюарт. В отношении этой дамы столь же ясно всплывает черная зависть к Стефани, что та имела все, о чем так мечтала сама Джилли: деньги, успешный бизнес, а теперь и мужа, о котором мечтала всю жизнь сама Джилли. Джилли желала Стефани зла. В глазах Джилли сверкало удовольствие, когда Стефани тонула, искусанная аллигатором — дескать, так тебе и надо! И снова Стефани в обличье Тары делает верный вывод: в истории с покушением на убийство Джилли — не свидетельница, а фактически соучастница. Да, она «под дурманом» страсти, но тут как под парами алкоголя: человек проявляет свое истинное лицо, что у него на уме. Джилли может быть не менее опасна, чем Грег. Во всяком случае что «подруга» подлая, ненадежная, лицемерная — Стефани понимает.

Так зачем, повторим вопрос громко, она лезет, извините за выражение, снова ворошить это дерьмо — рискуя не только тем, что от прикосновения дерьмо завоняет, а тем, что возникнет прямая угроза ее жизни?

Для полноты ужаса опишу, что конкретно делает Стефани (Тара) на заключительном этапе своего плана мести.

Тара подстраивает свои свидания с Грегом таким образом, чтобы ему никак не удалось достигнуть главной своей цели — затащить Тару в постель. Она сообщает Грегу, что готова на это только там, где им гарантировано полное уединение. И намекает, что читала в газетах и слышала от детей «покойной миссис Марсден», что у нее есть прекрасное загородное имение под названием Эдем, где даже телефонную связь установить проблематично. Идеальное райское место для романтики! Тара добивается согласия Грега, чтобы они провели там отпуск.
Далее Тара сообщает Джилли, которую ранее убеждала в том, что между ней и Грегом ничего нет (а Джилли однажды устроила Таре сцену ревности, после того, как Грег ужинал в ресторане с Тарой и встретил там мужа Джилли Филиппа), что они с Грегом пара и вместе летят в отпуск в Эдем.

Оказавшись в Эдеме, Тара ждет приезда Джилли и не ошибается — та прибывает частным самолетом, после чего между Джилли и Грегом вспыхивает страшная ссора, в результате которой Грег дает Джилли окончательную и бесповоротную отставку. Джилли давно и тяжело пьет. Между ней и Грегом завязывается пьяная драка, в пылу которой Джилли (изрядно принявшая) громко рассказывает о том, что произошло тем вечером на реке. Разговор случайно слышит мисс Басклейн, пожилая домоправительница Эдема, и Грегу это становится понятно. Ненужный свидетель и еще одна жизнь в опасности.

За Грегом давно следят еще двое слуг — братья-аборигены, конюх Сэм и дворецкий Крис. Будучи религиозными, они предпочитают не вмешиваться в происходящее — на все воля Божья, но когда Стефани-Тара просит их помочь в реализации своего плана, в опасности оказывается как минимум жизнь Сэма. Криса Тара отправляет в город за шефом местной полиции, а Сэма подговаривает с наступлением темноты начать ритуал вызова духов умерших, после чего, переодевшись в платье Стефани и надев парик, предстает перед Грегом, рассказывая глаза в глаза, кто она такая, что ей все известно и Грегу с Джилли остались считанные минуты до ареста…

Грег буквально срывается с цепи в остром приступе нарциссической ярости (совершенно предсказуемо и неизбежно), тяжело ранит Сэма (огнестрельное ранение), поджигает дом, угрожает убить любимого коня Стефани, если она, безоружная, не выйдет сдаться ему, вооруженному охотничьим карабином. На счастье, в Грега стреляет протрезвевшая Джилли. Раненый, Грег пытается убежать на личном самолете Стефани, но теряет сознание за штурвалом, самолет падает и взрывается — Грег гибнет.

Ну и как вам «храбрость и решительность», я имею в виду последствия?

Говоря о жизни и здоровье:
- если Сэм выживет и не останется инвалидом, будет большое чудо;
- мисс Басклейн, которой Стефани дала снотворное, чтобы та проспала во время реализации плана, уже не девочка и от переживаний тоже может пострадать;
- кто знает, чем обернется пережитый стресс для самой Стефани, если брать отдаленные последствия. Ведь Стефани, в отличие от Грега, человек чувствующий.

А теперь берем калькулятор и считаем имущественные убытки:
- дом серьезно пострадал от пожара, требуется не ремонт, а фактически перестройка;
- коню (племенному жеребцу) может понадобиться лечение от стресса у ветеринара (кстати, Австралия стала одной из первых стран мира, где животные, в первую очередь лошади, были признаны субъектами права);
- самолет разбит вдребезги.

Миллион австралийских долларов набирается легко. Конечно, для компании Стефани и ее личного бюджета это могут быть мелочи — но истинный бизнесмен всегда знает цену каждой копейке.

И это ущерб, который был понесен в ситуации, когда все шло более-менее по плану. А если бы что-то пошло не по плану? Например, Джилли бы не выстрелила в Грега?

А выгода получилась лишь в том, что под срок пошла Джилли — за соучастие. И вряд ли тюрьма ее исправит в плане инфантильного эгоцентризма, скорее наоборот.

***

Теперь же давайте посмотрим на альтернативный вариант развития событий: Стефани так же возвращается в Сидней, собирает потихоньку доказательства преступления Грега и Джилли и идет в полицию, которая оперативно срабатывает и задерживает ничего не подозревающих Грега и Джилли. Следствие, суд — и в качестве потерпевшей Стефани Харпер собственной персоной. Уже тогда, когда обвиняемые за решеткой и Стефани в безопасности.

Но что говорит сама Стефани в своей «обвинительной речи» в Эдеме? Она говорит, что поступить так было бы проще, но нет, она хотела уничтожить Грега и Джилли так же, как они уничтожили ее саму.

И снова вопрос: зачем? Теперь давайте спросим у Стефани — чего она хотела добиться от заведомо лишенного совести человека и его сообщницы, поглощенной черной завистью и кипящей злобой? Чем, какими приемами она хотела их уничтожить?

В сторону: если это было бы так просто, уничтожить человека без совести и тормозов, такого, как Грег. Точнее, уничтожить в нем патологию. Над лечением злокачественного нарциссизма как одной из форм антисоциального расстройства личности (АСРЛ) психиатры бьются вот уже без малого сто лет. Первые труды на эту тему появились в период расцвета немецкого национал-социализма и итальянского фашизма, то есть в середине 30-х годов прошлого века. И способа «перевоспитать» антисоциала психотерапией или вылечить «волшебными таблетками» пока не найдено, увы, хотя наука и сделала колоссальный рывок вперед.

А умная, практичная Стефани решила это сделать за один вечер? Так ли она умна, черт побери?

Подозреваю, что Стефани хотела, чтобы Грег и Джилли в десятикратном размере испытали ту же боль, которую испытала она (нет, к крокодилам никто никого в ответ кидать не собирался, речь о боли моральной), и «одумались». Но давайте еще раз обопремся на теоретическую базу: как можно фактически взывать к совести у человека, который конституционально этой самой совести лишен?

Да и с Джилли, чья проблема — крайне неразумный и крайне инфантильный эгоцентризм (возможно, перед нами человек частично с чертами грандиозного нарцисса), успех недостижим увещеваниями. Она должна сама дозреть до необходимости меняться. С учетом того, что говорит о ней муж — что это по натуре зависимый человек — большие сомнения, что и Джилли пойдет на перемены осознанно.

Итак, надежда на любые перемены как с Джилли, так и особенно с Грегом — когнитивное искажение. Так что Стефани стоило бы (если бы Грег выжил) быть начеку к моменту, когда у Грега и Джилли закончится тюремный срок, и не подпускать их ни к себе, ни к детям, ни к дому, ни к делу. Полный неконтакт.

Чего желаю и всем жертвам абьюза — полного неконтакта с абьюзером, в том числе неконтакта психологически-мысленного. Он гораздо эффективнее любой «классической» мести. Ведь ничто так не бесит абьюзера, как ваше счастье без него.



© Ксения Валерьевна Васильева
e-mail: vasilyevasocpravo@gmail.com
Made on
Tilda